Питомник курильских                    бобтейлов
Pom sar
Зачем и как общаться с котенком?
Одинокий котёнок
Живая игрушка?
Одинокий котёнок

     Главный человек для котёнка - это хозяин. Котёнок стремится почаще оказываться рядом, он изо всех сил пытается наладить взаимное общение. И хорошо, если у человека достаточно для этого времени и сил. Тогда совместные игры и постоянные беседы с котёнком создают базу для будущей счастливой совместной жизни. Котёнок быстро привыкает к режиму дня, он знает точно, когда и что делает его человек, что этот человек разрешает и что запрещает. Котёнок старается следовать ритму жизни в этом доме. Но для того, чтобы ему было комфортно, он не должен долго оставаться в одиночестве, и он никогда не поймёт, если ритм жизни неожиданно изменится.
     Если хозяин бывает дома только утром и вечером, а малыш целый день проводит в одиночестве, это плохо сказывается на его психике. Ему может быть грустно одному, неуютно, пусто. Ему тяжело занимать себя и нередко он этого не умеет. Когда человек рядом, он предлагает развлечения, когда котёнок один, ему быстро надоедает гонять шарик или пустую катушку. Одно дело - игра вдвоём. Другое - игра с самим собой. Конечно, можно поспать. Но трудно спать целыми днями.
    И при смене ритма жизни котёнок тоже чувствует себя несчастным и ненужным. Если все время человек уделял котёнку (например, находился в отпуске), а потом вдруг стал почти не показываться дома, это вызывает у котёнка непонимание. Даже взрослые кошки плохо реагируют на такие перемены, а маленькие котята - тем более.
     Хозяин-то ничего не понимает. Он вроде бы кормит своего зверёныша, чистит его лоток, оставляет ему игрушки, приносит лакомства, и чем этот кошак недоволен? Но дело не в лакомствах и игрушках, дело в том, что у котёнка отнимают общение. Может быть, даже не словесное со стороны человека, а возможность потереться о ноги человека, увидеть его улыбку, получить приятное поглаживание, просто почувствовать тепло и защиту. Маленький котёнок в пустой квартире - это маленький заключённый, маленький сирота, которому некому пожаловаться на своё одиночество.
     Я не знаю, как правильно поступать, если у вас нет возможности находиться с котёнком большую часть времени. Работу, конечно, не бросишь, и дела на самотёк не пустишь. Но котёнку нужно создать комфорт. Может быть, ему нужен друг? Таким другом не обязательно будет человек. Второй котёнок - прекрасный выбор. Вдвоём веселей.
     Конечно, кошки живущие парой, менее зависимы от человека и поэтому менее общительны. Они не будут так ждать вашего возвращения, как одинокий узник пустой квартиры. Но зато они не будут и так страдать, прислушиваясь в надежде, что вот хлопнула дверь и послышались шаги - хозяин? Они счастливо проведут время без человека.
     У меня в разное время жили и одинокие животные, и парами, и могу точно сказать, что две кошки в доме - это хорошо. Они играют в свои игры, они общаются друг с другом, они любят своего человека, когда он рядом, и не страдают, когда его нет. Раньше, когда кошки могли безопасно проводить большую часть времени на улице, у них было необходимое общение с себе подобными, но теперь большинство кошек сидит в четырех стенах, в каменных мешках, не имея никакого общения. Разве это хорошо? Разве из одинокого котёнка, который ни с кем не общается и вынужден стать для себя самодостаточным, вырастет правильная кошка? Скорее всего - нет. Это будет одинокая кошка, которой постоянно снится кошмар - пустая квартира.

Живая игрушка?

     Другое дело, если в доме постоянно есть люди. Это котятам нравится. Они, конечно, сразу выделяют, кто тут главный, кто заменил ему мать, но и другие домочадцы не остаются вне его внимания. Но есть особый случай, когда котёнок появляется в доме не потому, что он нужен хозяину, а потому что в доме растёт ребёнок. Его и берут только ради ребёнка как живую игрушку. Хорошо ещё, если ребёнок уже достаточно сознательный и действительно очень хочет своего котёнка. А если это двухлетний малыш? Ребёнок в таком возрасте опасен для котёнка.
     - За что вы котёнка наказываете?
     - Но он же царапает ребёнка!
     Бог ты мой! Если котёнок царапает ребёнка, то защищается. Не поцарапал бы - лежал бы сейчас на полу со свёрнутой шеей. Ребёнок свою силу соразмерять не умеет, если он любит - он… любит сильно. Так сильно, как только может сжать. Косточки у котёнка ещё тоненькие, сильное сжатие неминуемо приводит к повреждениям. Поэтому, если вы заводите котёнка для приобщения двуногого малыша к тайнам природы с целью привить ему любовь ко всему живому, то выбирайте возраст, в котором человеческое дитя не нанесёт этой природе урона. Или не шлёпайте котёнка, если он рассадил ручки маленького садиста. Котёнок в опасной ситуации поступил правильно. Может быть, болевые ощущения научат ребёнка не причинять вреда животным. Ребёнок ведь тоже изучает мир и учится правилам. Если сильно сжать кота, получишь ссадины. Следовательно, кота сжимать небезопасно. Что и требовалось доказать.
      На самом деле для ребёнка в этом возрасте лучшим другом окажется не звериный детёныш, а взрослый кот или кошка. А вот для детей постарше котёнок уже вполне подходит. Они сознательно боли не причинят, силы соразмерять умеют и очень любят заботиться о своём питомце. И котёнку в таком коллективе весело, и ребёнку. И, конечно, если рядом есть маленький друг, котёнок не чувствует себя одиноким и обделённым. Он счастлив.
     Только не поручайте ребёнку ничего сложного. Это не безопасно. Однажды знакомая мне тётенька поручила пятилетнего сынишке вымыть котёнка. Перемазался тот, свалив банку с вареньем. Времени у неё не было, так что сыну она дала задание: пока выбежит на почту за деньгами, пусть он котёнка от варенья отмоет. Ребёнок обрадовался, ему прежде не доверяли такого ответственного задания. Набрал он в ванну тёплой водички, взял котёночка и понёс отмываться. Вернувшись домой, она застала следующую сцену: стоит её сынишка у ванны и методично погружает котёнка на самое дно. Бедный котёнок уже и пищать не может, только лапки растопыривает. А ребёнок командует: подводная лодка - на погружение! Животное удалось спасти. Сынишку отшлёпали. Котёнок после этого утопления от воды стал шарахаться как от проклятия, а ведь прежде с удовольствием купался. Поэтому есть вещи, которые детям можно поручать, а есть те, которые нельзя или только под контролем. Кормить - пожалуйста, туалет убирать - пожалуйста, а вот мыть или лечить - не детское это дело. Кто знает, что придёт в голову ребёнку? Он ведь из ответственного задания делает для себя игру.
     Ребёнку, в том конечно возрасте, когда он вас понимает, нужно объяснить, что котёнок - не игрушка. Из него нельзя делать аквалангиста, подводную лодку, космонавта, парашютиста, топ-модель, куклу, боевого робота или трансформер. А если ребёнок упорно отлавливает несчастное животное и стремится сунуть ему в рот соску и запеленать, чтобы спокойно лежал в коляске, так вообще наказать - запретить даже приближаться к котёнку. Котёнок подрастёт быстрее, чем ребёнок. И умнее он станет тоже раньше, чем ребёнок. Вот когда повзрослевший котёнок сможет за себя постоять, тогда и разрешите своему извергу общение с живой природой.
Из книги Елены Филипповой
«Воспитание котят»
Назад